Обработка результатов психосоциального анкетирования
Обработка результатов диагностики разных возрастных групп представлена в одном ключе, что позволит проследить динамику развития склонности к формированию химической зависимости у обучающихся.
Специалист суммирует набранные обучающимся баллы и определяет степень риска (высокую, среднюю или низкую) формирования химической зависимости. Кроме общего риска специалист может выявить и более конкретный (семейный, ближайшего окружения, образовательный, психологический) риск формирования химической зависимости.
Ключевыми вопросами, выявляющими риск формирования химической зависимости, являются вопросы о личном опыте потребления ПАВ. К таким вопросам относятся: № 14 в анкете для обучающихся 16-18 лет и № 13 в анкете для обучающихся 14-15 лет с вариантами ответов «Иногда употребляю» и «Ежедневно употребляю»; № 24 в анкете для обучающихся 11-13 лет с вариантом ответа «Да».
Анкетирование обучающихся 16-18 лет
При проведении психосоциального анкетирования рекомендуется использовать опросник и анкету (Приложение 2). Применение двух методик для данной возрастной категории позволяет учесть весь спектр психологических и социальных факторов риска, характерных для данной возрастной категории, и обеспечить большую достоверность полученных результатов.
Опросник дает возможность выявить наличие психологического фактора риска, оказывающего непосредственное влияние на формирование у обучающихся аддиктивных жизненных установок [3]. Этот фактор включает: тенденцию к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений, неумение организовывать свое время и порядок выполнения дел, низкий самоконтроль поведения, слабоволие, недобросовестность, безответственность, легкомысленность, беспринципность, неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, восприятие подростками родителей как агрессивных, чрезмерно строгих, эмоционально холодных, чрезмерно критикующих, отношение к привычкам как пассивное, слабовольное.
Обработка результатов опросника:
В обратных утверждениях 1 балл соответствует 5; 2 балла соответствуют 4; 4 балла соответствуют 2 и 5 баллов соответствуют 1.
Прямые утверждения: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 16, 19, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33, 34, 36, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 49, 50, 52, 53.
Обратные утверждения: 1, 2, 3, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 23, 24, 30, 31, 35, 37, 45, 48, 51.
Результат свыше 130 баллов указывает на психологический риск формирования химической зависимости от ПАВ. Количество набранных баллов в зоне риска может варьироваться от 130 до 265 баллов. Дополнительная шкала позволит дифференцировать степень личностного риска формирования химической зависимости.
130-160 – признаки склонности;
161-200 – признаки повышенной склонности;
201-265 – признаки высокой вероятности.
Дополнительно можно выявить особенности психологической склонности к формированию химической зависимости согласно следующим шкалам:
- Шкала «Импульсивность» обнаруживает тенденцию к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений, неумение организовывать свое время и порядок выполнения дел. Для импульсивных подростков характерны низкий самоконтроль поведения, слабоволие.
- Шкала «Слабость Сверх-Я» выявляет недобросовестность, безответственность, легкомысленность, беспринципность. Такие подростки проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения. Они могут презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман.
- Шкала «Дезадаптированность» выявляет неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов.
- Шкала «Враждебность как стиль родительского отношения» определяет восприятие подростками родителей как агрессивных, чрезмерно строгих, эмоционально холодных, чрезмерно критикующих. Подросток находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением.
- Шкала «Безрассудность» характеризует подростков как недостаточно спокойных и рассудительных, нетерпеливых, несдержанных. Они чувствуют себя несчастным из-за кажущейся неудовлетворенности, им всего всегда мало.
- Шкала «Общая склонность к зависимостям» определяет отношение к привычкам как пассивное, слабовольное.
- Шкала «Социальная желательность» указывают на то, что подросток стремится представить себя в наилучшем свете, дает неискренние ответы.
№
|
Шкала
|
Прямые утверждения
|
Обратные утверждения
|
1
|
Импульсивность
|
4, 6, 7, 13, 25, 26, 27, 38, 42, 47
|
10, 17, 24, 30, 35, 45
|
2
|
Слабость «Сверх-Я»
|
9, 12, 44, 49, 53
|
15, 23, 31, 51
|
3
|
Дезадаптированность
|
5, 19, 21, 29, 32, 39, 40, 50, 52
|
|
4
|
Враждебность родителей
|
20, 33, 41, 46
|
|
5
|
Безрассудность
|
16, 22, 28
|
37
|
6
|
Склонность к зависимостям
|
8, 36, 43
|
|
7
|
Социальная желательность
|
34
|
1, 2, 3, 11, 14, 18, 48
|
Для выявления социального фактора риска формирования химической зависимости предлагается анкета, определяющая роль семейного, ближайшего окружения и образовательного факторов риска.
Анкета включает 30 вопросов закрытого типа.
Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).
Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 17, 18, 19, 20, 21, 22).
Образовательный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий (№ вопросов: 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30).
Психологический фактор риска выявляет отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 12, 13, 14, 15, 16).
АНКЕТА
Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________
Класс (группа)_________________________________________________________________
|
Всегда
|
Часто
|
Редко
|
Никогда
|
1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня
|
0
|
1
|
2
|
3
|
2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям
|
0
|
1
|
2
|
3
|
3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга
|
3
|
2
|
1
|
0
|
4. Мне кажется, что родители меня не любят
|
3
|
2
|
1
|
0
|
5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности
|
0
|
1
|
2
|
3
|
|
Да
|
Нет
|
6. Если я задерживаюсь, я звоню родителям
|
0
|
2
|
7. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя
|
0
|
2
|
8. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков
|
0
|
2
|
9. Если я выпью пива, вина или другого спиртного, мои родители:
а) скорее всего, заметят (0); б) скорее всего, не заметят (2).
10. В моей семье относятся к:
|
Отрицательно
|
Нейтрально
|
Положительно
|
курению сигарет
|
0
|
1
|
2
|
употреблению пива
|
0
|
1
|
2
|
употреблению других алкогольных напитков
|
0
|
2
|
3
|
употреблению наркотиков, в том числе спайсов
|
0
|
3
|
4
|
11. В моей семье:
|
Никогда
|
Редко
|
Часто
|
Всегда
|
курят
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребляют алкоголь
|
0
|
1
|
3
|
4
|
употребляют наркотики
|
0
|
3
|
4
|
5
|
12. Мое отношение к:
|
Положительное
|
Нейтральное
|
Отрицательное
|
курению сигарет
|
2
|
1
|
0
|
употреблению пива
|
2
|
1
|
0
|
употреблению других алкогольных напитков
|
3
|
2
|
0
|
употреблению наркотиков, спайсов
|
5
|
3
|
0
|
13. Я считаю, что для организма:
|
Очень вредно
|
Скорее вредно, чем полезно
|
Скорее полезно, чем вредно
|
Полезно
|
курение сигарет
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребление пива
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употреблению других алкогольных напитков
|
0
|
2
|
3
|
4
|
употребление наркотиков, спайсов
|
0
|
3
|
4
|
5
|
14. Я сам (-а):
|
Никогда не употреблял (-а)
|
Раньше употреблял (-а), но бросил (-а)
|
Иногда употребляю
|
Ежедневно употребляю
|
сигареты
|
0
|
1
|
2
|
3
|
пиво
|
0
|
1
|
2
|
3
|
другие алкогольные напитки
|
0
|
2
|
3
|
4
|
наркотики, спайсы
|
0
|
3
|
4
|
5
|
|
Всегда
|
Часто
|
Иногда
|
Никогда
|
15. Я чувствую себя одиноким
|
3
|
2
|
1
|
0
|
16. Я злюсь на весь мир
|
3
|
2
|
1
|
0
|
17. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности
|
0
|
1
|
2
|
3
|
18. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей
|
0
|
1
|
2
|
3
|
19. В моем классе (группе):
|
Никто
|
1-2 человека
|
Около половины
|
Большин-
ство
|
курят
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребляют пиво
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребляют другие алкогольные напитки
|
0
|
2
|
3
|
4
|
употребляют наркотики, спайсы
|
0
|
3
|
4
|
5
|
20. Среди моих друзей:
|
Никто
|
1-2 человека
|
Около половины
|
Большин-
ство
|
курят
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребляют пиво
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребляют другие алкогольные напитки
|
0
|
2
|
3
|
4
|
употребляют наркотики, спайсы
|
0
|
3
|
4
|
5
|
21. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:
|
Очень легко
|
Довольно легко
|
Довольно сложно
|
Невозможно
|
сигареты
|
3
|
2
|
1
|
0
|
пиво
|
3
|
2
|
1
|
0
|
другие алкогольные напитки
|
4
|
3
|
2
|
0
|
спайсы
|
5
|
4
|
3
|
0
|
наркотики
|
5
|
4
|
3
|
0
|
22. Я знаю взрослых людей, которые:
|
Да
|
Нет
|
употребляли (употребляют) наркотики
|
2
|
0
|
продавали (продают) наркотики
|
2
|
0
|
23. По сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:
а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).
24. Я пропускаю занятия без уважительной причины:
а) часто (3); б) редко (1); в) никогда (0).
|
Всегда
|
Часто
|
Иногда
|
Никогда
|
25. Со своими проблемами я могу обратиться к педагогам, психологу
|
0
|
1
|
2
|
3
|
26. Педагоги поощряют мои старания
|
0
|
1
|
2
|
3
|
27. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах
|
0
|
1
|
2
|
3
|
28. Я принимаю активное участие в спортивной, клубной и другой деятельности:
а) да (0); б) нет (2).
29. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:
а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).
30. В последнее время учебная деятельность для меня:
а) очень интересна (0); б) довольно интересна (1); в) малоинтересна (2); г) совсем не интересна (3).
Обработка результатов анкетирования:
|
|
Высокий риск
|
Средний риск
|
Низкий риск
|
1
|
Семейный
|
34-46
|
18-33
|
6-17
|
2
|
Психологический
|
38-48
|
17-37
|
6-16
|
3
|
Ближайшего окружения
|
43-60
|
23-42
|
8-22
|
4
|
Образовательный
|
17-22
|
11-16
|
6-10
|
|
Общий риск
|
129-176
|
66-128
|
26-65
|
Анкетирование обучающихся 14-15 лет
В силу отсутствия разработанных психологических опросников для данной возрастной категории обучающихся предлагается анкета.
Анкета включает 35 вопросов закрытого типа (Приложение 3).
Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).
Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 17, 18, 19, 20, 21, 22).
Образовательный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий (№ вопросов: 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30).
Психологический фактор риска выявляет импульсивность, субъективное ощущение одиночества, беспомощности; наличие трудноразрешимых жизненных ситуаций, потребность в острых ощущениях, уровень эмоциональной зрелости, наличие непреложных авторитетов, отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22).
АНКЕТА
Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________
Класс (группа)________________
|
Всегда
|
Часто
|
Редко
|
Никогда
|
1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня
|
0
|
1
|
2
|
3
|
2. Если у меня возникают личные проблемы, я обращаюсь за помощью к родителям
|
0
|
1
|
2
|
3
|
3. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга
|
3
|
2
|
1
|
0
|
4. Мне кажется, что родители меня не любят
|
3
|
2
|
1
|
0
|
5. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности
|
0
|
1
|
2
|
3
|
|
Да
|
Нет
|
6. Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама – другое
|
2
|
0
|
7. Если я задерживаюсь, я звоню родителям
|
0
|
2
|
8. В моей семье существует запрет на употребление алкоголя
|
0
|
2
|
9. В моей семье существует запрет на употребление наркотиков
|
0
|
2
|
10. Если я выпью пива, вина или крепкого алкоголя, мои родители:
а) скорее всего, заметят (0); б) скорее всего, не заметят (2).
11. В моей семье:
|
Никогда
|
Редко
|
Часто
|
Всегда
|
курят
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребляют алкоголь
|
0
|
1
|
3
|
4
|
употребляют наркотики
|
0
|
3
|
4
|
5
|
12. Я считаю, что для организма:
|
Очень вредно
|
Скорее вредно, чем полезно
|
Скорее полезно, чем вредно
|
Полезно
|
курение сигарет
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребление пива
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребление других алкогольных напитков
|
0
|
2
|
3
|
4
|
употребление наркотиков, спайсов
|
0
|
3
|
4
|
5
|
13. Я сам (-а):
|
Никогда не употреблял (-а)
|
Раньше употреблял (-а), но бросил (-а)
|
Иногда употребляю
|
Ежедневно употребляю
|
сигареты
|
0
|
1
|
2
|
3
|
пиво
|
0
|
1
|
2
|
3
|
другие алкогольные напитки
|
0
|
2
|
3
|
4
|
наркотики, спайсы
|
0
|
3
|
4
|
5
|
|
Всегда
|
Часто
|
Иногда
|
Никогда
|
14. Я думаю прежде, чем сделать что-либо
|
0
|
1
|
2
|
3
|
15. У меня бывают перепады настроения
|
3
|
2
|
1
|
0
|
16. В моей жизни складываются безвыходные ситуации
|
3
|
2
|
1
|
0
|
17. Я чувствую себя одиноким
|
3
|
2
|
1
|
0
|
18. Я чувствую вялость, безразличие
|
3
|
2
|
1
|
0
|
19. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
20. Я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня
|
3
|
2
|
1
|
0
|
21. Мне нужны острые ощущения
|
3
|
2
|
1
|
0
|
22. Я чувствую себя беспомощным
|
3
|
2
|
1
|
0
|
23. В кругу своих друзей я чувствую себя в безопасности
|
3
|
2
|
1
|
0
|
24. Решая свои проблемы, я учитываю мнение друзей
|
3
|
2
|
1
|
0
|
25. В моем классе (группе):
|
Никто
|
1-2 человека
|
Около половины
|
Большин-
ство
|
курят
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребляют пиво
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребляют другие алкогольные напитки
|
0
|
2
|
3
|
4
|
употребляют наркотики, спайсы
|
0
|
3
|
4
|
5
|
26. Среди моих друзей:
|
Никто
|
1-2 человека
|
Около половины
|
Большин-
ство
|
курят
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребляют пиво
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребляют другие алкогольные напитки
|
0
|
2
|
3
|
4
|
употребляют наркотики, спайсы
|
0
|
3
|
4
|
5
|
27. Если бы кто-то из моих друзей захотел приобрести что-либо из перечисленного, легко ли ему было бы это сделать:
|
Очень легко
|
Довольно легко
|
Довольно сложно
|
Невозможно
|
сигареты
|
3
|
2
|
1
|
0
|
пиво
|
3
|
2
|
1
|
0
|
другие алкогольные напитки
|
4
|
3
|
2
|
0
|
спайсы
|
5
|
4
|
3
|
0
|
наркотики
|
5
|
4
|
3
|
0
|
28. Я знаю взрослых людей, которые употребляли (употребляют) наркотики:
а) да (2); б) нет (0).
29. Я считаю, что по сравнению с одноклассниками (одногруппниками) я учусь:
а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).
30. Я пропускаю занятия без уважительной причины:
а) часто (3); б) редко (1); в) никогда (0).
31. Я посещаю спортивную секцию, клуб по интересам, кружок, музыкальную (художественную) школу и др.:
а) да (0); б) нет (2).
|
Всегда
|
Часто
|
Иногда
|
Никогда
|
32. Педагоги поощряют мои старания
|
0
|
1
|
2
|
3
|
33. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах
|
0
|
1
|
2
|
3
|
34. В последнее время учебная деятельность для меня:
а) очень интересна (0); б) довольно интересна (1); в) малоинтересна (2); г) совсем не интересна (3).
35. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:
а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).
Обработка результатов анкетирования:
|
|
Высокий риск
|
Средний риск
|
Низкий риск
|
1
|
Семейный
|
27-37
|
16-26
|
6-15
|
2
|
Психологический
|
38-57
|
21-37
|
9-20
|
3
|
Ближайшего окружения
|
42-58
|
21-41
|
8-20
|
4
|
Образовательный
|
15-19
|
10-14
|
6-9
|
|
Общий риск
|
118-161
|
65-117
|
29-64
|
Анкетирование обучающихся 11-13 лет
Анкета включает 30 вопросов закрытого типа (Приложение 4).
Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 17, 18, 19).
Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 9, 17, 22).
Образовательный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий (№ вопросов: 17, 25, 26, 27, 28, 29, 30).
Психологический фактор риска выявляет наличие свободного времени и способ его проведения, импульсивность, субъективное ощущение одиночества, беспомощности; наличие трудноразрешимых жизненных ситуаций, потребность в острых ощущениях, уровень эмоциональной зрелости, наличие непреложных авторитетов, отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 7, 8,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 24).
АНКЕТА
Фамилия, имя (шифр/код)_________________________________________________________
Класс_____________________
|
Всегда
|
Часто
|
Редко
|
Никогда
|
1. Когда я делаю что-нибудь хорошее, мои родители замечают это и хвалят меня
|
0
|
1
|
2
|
3
|
2. Члены моей семьи ругаются и кричат друг на друга
|
3
|
2
|
1
|
0
|
3. Когда я нахожусь в кругу семьи, я чувствую себя в безопасности
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4. Родители меня не понимают
|
3
|
2
|
1
|
0
|
5. Мне непонятно, кого слушать: папа говорит одно, а мама – другое
|
3
|
2
|
1
|
0
|
6. Мои родители знают, где и с кем я гуляю
|
0
|
1
|
2
|
3
|
7. У меня много свободного времени
|
2
|
1
|
0
|
1
|
8. В свободное время я:
|
Всегда
|
Часто
|
Редко
|
Никогда
|
Посещаю секции, кружки, студии
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Читаю книги
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Играю в компьютерные игры
|
3
|
2
|
0
|
0
|
Провожу время в интернете
|
3
|
2
|
0
|
1
|
Смотрю телевизор
|
3
|
2
|
0
|
1
|
Провожу время с друзьями на улице
|
3
|
2
|
0
|
1
|
Ничем не занимаюсь
|
3
|
2
|
0
|
1
|
9. Для меня примером для подражания являются:
|
Всегда
|
Часто
|
Редко
|
Никогда
|
Родители
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Друзья
|
3
|
2
|
0
|
1
|
|
Всегда
|
Часто
|
Редко
|
Никогда
|
10. Я скучаю, мне ничего не интересно и нечем заняться
|
3
|
2
|
1
|
0
|
11. Я чувствую себя беспомощным
|
3
|
2
|
1
|
0
|
12. Я чувствую вялость, безразличие
|
3
|
2
|
1
|
0
|
13. Я соглашаюсь, когда мне предлагают сделать что-то неправильное
|
3
|
2
|
1
|
0
|
14. Я злюсь на весь мир
|
3
|
2
|
1
|
0
|
15. Я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня
|
3
|
2
|
1
|
0
|
16. Я думаю прежде, чем сделать что-либо
|
0
|
1
|
2
|
3
|
17. Когда у меня случается неприятность, я обращаюсь за помощью к:
|
Никогда
|
Редко
|
Часто
|
Всегда
|
родителям
|
3
|
2
|
1
|
0
|
друзьям
|
2
|
1
|
0
|
0
|
учителям
|
2
|
1
|
0
|
0
|
родственникам
|
2
|
1
|
0
|
0
|
18. В моей семье относятся к:
|
Отрицательно
|
Нейтрально
|
Положительно
|
курению сигарет
|
0
|
1
|
2
|
употреблению пива
|
0
|
1
|
2
|
употреблению других алкогольных напитков
|
0
|
2
|
3
|
употреблению наркотиков, в том числе спайсов
|
0
|
3
|
4
|
19. В моей семье:
|
Никогда
|
Редко
|
Часто
|
Всегда
|
курят
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребляют алкоголь
|
0
|
1
|
3
|
4
|
употребляют наркотики
|
0
|
3
|
4
|
5
|
20. С какого возраста, по Вашему мнению, человеку можно:
курить (никогда (0), после 18 лет (1), младше 18 лет (2)
употреблять алкоголь (никогда (0), после 21 года (1), младше 21 года (2)
употреблять наркотики (никогда (0), любой положительный ответ (3)
21. Я считаю, что для организма:
|
Очень вредно
|
Скорее вредно, чем полезно
|
Скорее полезно, чем вредно
|
Полезно
|
курение сигарет
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребление пива
|
0
|
1
|
2
|
3
|
употребление других алкогольных напитков
|
0
|
2
|
3
|
4
|
употребление наркотиков, спайсов
|
0
|
3
|
4
|
5
|
22. У меня есть друзья, одноклассники, которые:
|
Да
|
Нет
|
курят
|
3
|
0
|
употребляют алкоголь
|
4
|
0
|
употребляют наркотики
|
5
|
0
|
23. К ребятам, которые курят, выпивают, я отношусь:
а) безразлично (1); б) одобряю (2); в) осуждаю (0).
24. Я пробовал (-а):
|
Да
|
Нет
|
курить
|
3
|
0
|
алкоголь
|
4
|
0
|
наркотики
|
5
|
0
|
25. По сравнению с одноклассниками я учусь:
а) лучше (0); б) как все (1); в) хуже (2).
26. Я пропускаю занятия без уважительной причины:
а) часто (2); б) редко (1); в) никогда (0).
|
Всегда
|
Часто
|
Иногда
|
Никогда
|
27. Педагоги поощряют мои старания
|
3
|
2
|
1
|
0
|
28. Педагоги информируют моих родителей о моих успехах или неудачах
|
3
|
2
|
1
|
0
|
29. В последнее время учебные предметы для меня:
а) очень интересны (0); б) интересны (1); в) малоинтересны (2); г) совсем не интересны (3).
30. За свою жизнь мне приходилось менять учреждение образования:
а) ни разу (0); б) 1 раз (1); в) 2 раза (2); г) 3 и более раз (3).
Обработка результатов анкетирования:
|
|
Высокий риск
|
Средний риск
|
Низкий риск
|
1
|
Семейный
|
32-47
|
17-31
|
8-16
|
2
|
Психологический
|
52-80
|
21-51
|
6-20
|
3
|
Ближайшего окружения
|
12-17
|
8-11
|
5-7
|
4
|
Образовательный
|
14-18
|
9-13
|
6-8
|
|
Общий риск
|
107-162
|
42-106
|
25-41
|
раскрыть » / « свернуть