Профилактика суицидального поведения - Отдел по образованию Глусского райисполкома
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Профилактика суицидального поведения

Профилактика суицидального поведения

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с раз¬водами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

  • эмоционально чувствительные, ранимые;

  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;

  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);

  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;

  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;

  • пессимистичные;

  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

Классификация суицидальных проявлений

Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

Степени выраженности суицидального поведения:

Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер"...

Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).

Специалисты разделяют суицидальные попытки: на истинные; демонстративные; шантажные.

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все".

Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.

Мотивы и поводы суицидального поведения

1. Личностно-семейные конфликты:

несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;

потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;

препятствия к удовлетворению актуальной потребности;

несчастная любовь;

недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.

2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.

3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

боязнь наказания или позора;

самоосуждение за неблаговидный поступок.

5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

несостоятельность, неудачи в учебе или работе;

несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.

Эти мотивы редко служат причиной суицида.

6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.

Целями суицида могут быть:

1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т.е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.  

2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.

3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.

4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.

5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.

Постсуицидальный период

Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:

конфликт и его значимость для субъекта;

принятие суицидального решения;

личное отношение к суициду.

Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:

1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия.

2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.

3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб.

4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.

Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.

Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков

Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах.

Нормативно-правовые основы профилактики суицидального риска

При организации и проведении в учреждениях образования работы по профилактике суицидов необходимо руководствоваться соответствующими нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Беларусь. Основу перечня таких документов составляют:

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (от 9 июля 1999 г.; измен, и доп.: Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 315-3);

Кодекс Республики Беларусь об образовании (от 13 января 2011 г.);

Уголовный кодекс Республики Беларусь (от 9 июля 1999 г.; измен, и доп.: Закон Республики Беларусь от 3 августа 2004 г. № 309-3);

Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХИ «О правах ребенка» в редакции Закона Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 440-3 (измен, и доп.: Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 365-3);

Закон Республики Беларусь от 11 июля 2000 г. № 407-3 «О ратификации Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенции 182)»;

Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 451-3 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам противодействия нелегальной миграции, распространению рабского труда, детской порнографии и проституции»;

Закон Республики Беларусь от 1 июля 1999 г. № 274-3 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-3 «Об оказании психологической помощи»;

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

Декрет Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. № 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми»;

Указ Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 352 «О предотвращении последствий торговли людьми»;

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 47 «О выполнении постановления коллегии Министерства образования от 28 декабря 2006 г. № 17.1»:

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите»;

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 8 августа 2008 г. № 615 «О системе работы с семьей по улучшению качества нравственно-правового воспитания, предупреждению асоциального поведения учащихся учреждений образования Гродненской области»;

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 28 августа 2009 г. № 919 «О выполнении постановления коллегии Министерства образования Республики Беларусь «О подготовке учреждений образования к новому 2009/2010 учебному году» (особое внимание п. 13.6 и др.);

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 17 мая 2010 г. № 317 «О

комплексных мерах по контролю за положением детей и учащейся молодежи, охране их жизни и здоровья, предупреждению попадания в социально опасное положение»;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» и др.

Необходимо заметить, что, организуя профилактическую работу в учреждении образования, педагогическим работникам с целью повышения правовой грамотности воспитанников, их родителей и всех заинтересованных, а также формирования правовой ответственности у несовершеннолетних следует обращать особое внимание на ст. 145 «Доведение до самоубийства» и ст. 146 «Склонение к самоубийству» Уголовного кодекса Республики Беларусь. В этих статьях предусмотрена уголовная ответственность граждан за доведение лица до самоубийства (или покушение на него путем жестокого обращения и систематического унижения его личного достоинства) и умышленное склонение к самоубийству (возбуждение решимости совершить самоубийство) вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет.

Учреждения образования, кроме нормативных правовых актов, используют в работе по профилактике суицидального риска следующие информационно-методические материалы:

  • письмо Министерства образования Республики Беларусь от 13 марта 2008 г. № 12-01-11/1260 «О проведении Всемирного дня предотвращения самоубийств»;
  • письмо Министерства образования Республики Беларусь от 9 сентября 2009 г. № 12-02-12/4114/дс «О мерах по профилактике суицидов среди детей и подростков»;
  • письмо Министерства образования Республики Беларусь от 2009 г. «О профилактике и раннем выявлении суицидального поведения детей и подростков»;
  • «Рабочий план Министерства образования Республики Беларусь по выполнению Комплексного плана по профилактике суицидального поведения на 2009-2012 годы» от 5 ноября 2009 г. (с приложением «О мерах по профилактике суицидов среди детей и подростков» к Комплексному плану);
  • информационные материалы Министерства образования Республики Беларусь от 15 февраля 2010 года «Оценка суицидального риска и профилактика суицидального поведения у детей и подростков» и др.

  Следует акцентировать внимание учреждений образования на том факте, что на основании ст. 291 Кодекса Республики Беларусь об образовании инструктивно-методические и информационные письма из вышестоящих организаций, методические рекомендации, информационные материалы относятся к методической документации и носят методический (рекомендательный) характер.

Психология суицидального поведения

Риск суицида высок у людей с

1. Нарушением эмоциональной сферы

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствия;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погруженность в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее;
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

2. Нарушением поведения

У юношей наиболее явным намеком на суицидальные тенденции являются злоупотребление алкоголем и наркотиками. Около половины перед суицидом принимали лекарства, прописанные их родителям. В среднем возрасте — это невозможность примириться или контролировать свою жизненную ситуацию, что часто проявляется в каком-либо психосоматическом заболевании. У пожилых людей признаком суицидальных мыслей могут быть разговоры об «отказе» от чего-либо.

3. Психические заболевания

  • депрессия;
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • шизофрения;

Более всего восприимчивые к суициду

  • предшествующие попытки к суициду;
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • суициды в семье;
  • алкоголизм;
  • хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
  • аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии;
  • хронические или смертельные болезни;
  • тяжелые утраты, например, смерть близких;
  • семейные проблемы: уход из семьи или развод;
  • финансовые проблемы;

Суицидально опасная референтная группа

  • молодежь: с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • гомосексуалисты;
  • заключенные в тюрьмах;
  • ветераны войн и локальных конфликтов;
  • врачи и представители других профессий, находящиеся в расцвете своей карьеры, сверхкритичные к себе, но часто злоупотребляющее наркотиками или страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
  • люди зрелого возраста, которые фрустрированы несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • пожилые люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Профилактика суицидов в учреждении образования (памятка для педагогов)

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).  

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя.

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Внимание!!! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически  не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.

Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

Алгоритм межведомственных действий по профилактике, фактам суицидального поведения несовершеннолетних

  1. Первичная (общая) профилактика

 Проводится на протяжении всего учебного года и предназначена для всех обучающихся, направлена на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья несовершеннолетних, формирование у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, развитие коммуникативных способностей.

Для проведения мероприятий следует выбирать тематику позитивной направленности и жизнеутверждающей позиции. При подготовке и проведении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, семейных и духовных ценностей, направленных на недопущение вовлечения учащихся в активные сообщества, игры, имеющие суицидальный контент, необходимо привлекать специалистов различных сфер деятельности: работников здравоохранения, сотрудников органов внутренних дел, представителей общественных организаций.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (Министерство образования Республики Беларусь)

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

1.1.

Организация и проведение обучения специалистов заинтересованных служб по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

Использование в практике работы системы практикоориентированных, межведомственных семинаров.

ежегодно

субъекты профилактики,

горрайисполкомы, администрации районов (далее -   горрайисполкомы)

1.2

Организация проведения межведомственных мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

систематически

горрайисполкомы

1.3

Включение в планы воспитательной работы комплекса мероприятий, направленных на профилактику кризисных состояний несовершеннолетних, формирования культуры здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения, обеспечение досуговой занятости обучающихся.

 

ежемесячно

учреждения образования

1.4

Размещение на сайтах управлений, отделов по образованию, учреждений образования и здравоохранения информации по профилактике суицидального поведения.

 

постоянно

отделы по образованию, учреждения образования и здравоохранения

1.5

Организация взаимодействия   с Белорусской Православной церковью в работе по профилактике суицидов, правонарушений и преступлений, курения, алкоголизма, наркотической зависимости, ЗППП несовершеннолетних.

 

постоянно

отделы по образованию, учреждения образования и здравоохранения, другие заинтересованные

1.6

Обеспечение функционирования «телефонов доверия», информирования населения об их работе, с размещением реквизитов в доступных общественных местах, СМИ.

постоянно

горрайисполкомы

1.7

Проведение месячника по профилактике кризисного состояния (суицидального поведения) несовершеннолетних, который включает психолого-педагогическую диагностику, организацию профилактических мероприятий в том числе в рамках акции «Неделя психологии» и областного профилактического марафона «Старт на безопасность!»)

 

сентябрь-октябрь

отделы по образованию, учреждения образования во взаимодействии с заинтересованными субъектами профилактики

 

1.8.

Проведение мероприятий, направленных на предупреждение вовлечения несовершеннолетних в активные деструктивные сообщества

 

постоянно

горрайисполкомы

1.9.

Включение тематики предупреждения суицидальных проявлений в план родительского всеобуча

 

при планировании работы

отделы по образованию, учреждений образования

  1. Вторичная профилактика

Проводится в начале учебного года, а также при поступлении информации о каждом несовершеннолетнем, склонном к суицидальному поведению, совершившим суицидальную попытку, вовлеченном в деструктивные Интернет-сообщества, и направлена на выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности, на своевременное выявление учащихся, имеющих измененное психоэмоциональное состояние, склонных к суицидоопасному поведению.

Организация и проведение мероприятий вторичной профилактики должны быть направлены на изучение учащихся с учетом их личностных особенностей, модели поведения, кризисных ситуаций или негативных жизненных событий. На этом этапе предусмотрено проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися, имеющими высокий суицидальный риск, по обучению социальным и поведенческим навыкам, снятию эмоционального напряжения, развитию фрустрационной толерантности и др. Важным является проведение обучающих тренингов для педагогов и родителей по повышению компетентности в области распознавания маркеров суицидального риска, путях действия в кризисных ситуациях.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (Министерство образования Республики Беларусь)

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

2.1.

Проведение диагностических исследований по выявлению склонности к суицидальному поведению в рамках социальных расследований (независимо от критериев и показателей СОП), также в рамках сопровождения несовершеннолетних других категорий (ИПР, КР)

по факту

специалисты СППС учреждений образования

2.2

Наблюдение за эмоциональным состоянием обучающихся в рамках учебного процесса с учетом маркеров суицидального поведения. Изучение межличностных отношений участников образовательного процесса, причин конфликтных ситуаций, эмоционально-нестабильных проявлений несовершеннолетних.

постоянно

педагогические работники учреждений образования (классные руководители, кураторы учебных групп, педагоги социальные, педагоги-психологи и др.)

2.3.

Проведение психологической диагностики в рамках социального расследования по критерию 1 показателя 7 Постановления 22 по фактам совершения несовершеннолетними парасуицида

по факту

учреждения образования

 

 

2.4.

Формирование по результатам психолого-педагогической диагностики (согласно данным п.1.7, 2.1, 2.2, 2.3) банка данных, планирование коррекционной работа в отношении:

- учащихся, требующих повышенного педагогического внимания (испытывающих трудности в социальной адаптации, проблемы в налаживании коммуникаций, имеющие высокий уровень тревожности и т.д.);

               - учащихся группы суицидального риска

-ежегодно до 1 ноября и

до 1 февраля (по результатам изучения динамики психоэмоциональных состояний у учащихся, требующих повышенного педагогического внимания),

-внесение изменений в течение года, по мере появления новых данных наблюдения и диагностики

 

 

 

 

учреждения образования

Модель действий по результатам психолого-педагогической диагностики

Результаты психолого-педагогической диагностики

(в учреждении образования должна быть обеспечена конфиденциальность полученных результатов)

 

Учащиеся без изменений в психоэмоциональном состоянии

 

Учащиеся, требующие повышенного педагогического внимания

 

Учащиеся с суицидальным поведением

 

 

Педагог-психолог

-осуществляет работу в рамках психолого-педагогического скрининга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

- доводит информацию до родителей и педагогического окружения несовершеннолетнего,

- дает рекомендации по осуществлению целенаправленного наблюдения и поддержки;

- осуществляет необходимую коррекционно-развивающую работу;

- в январе проводит повторную психолого-педагогическую диагностику, определяет динамику психоэмоционального состояния.

 

Педагог-психолог

-оказывает соответствующую психологическую помощь несовершеннолетнему с согласия законных представителей (согласие не требуется, если ребенок признан находящимся в СОП);

-информирует законных представителей о возможности получения специализированной помощи (психологической,психотерапевтической, психиатрической) в организациях здравоохранения по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.

 

  1. Третичная профилактика

Направлена на снижение последствий и уменьшение вероятности парасуицида, включает в себя социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь суициденту и его социальному окружению.

В первую очередь, адресатом этого профилактического уровня становятся обучающиеся, совершившие попытку суицида, с которыми проводится индивидуальная коррекционная работа, а также организуются консультации для законных представителей и педагогов.

Важно информировать обучающегося и его законных представителей об имеющихся психологических службах в городе (районе), телефонах доверия (рассказать, для чего они существуют, как работают, оставить их номера телефонов). С согласия законных представителей несовершеннолетнего организации здравоохранения оказывают специализированную медицинскую и психологическую помощь несовершеннолетним, в отношении которых имеются достоверные данные о наличии суицидопасного поведения (Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (Министерство образования Республики Беларусь). Оказание помощи несовершеннолетним осуществляется в детском отделении УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница», в неврологическом отделении УЗ «Могилевская областная детская больница», в педиатрическом отделении   УЗ «Бобруйская городская детская больница».

Межведомственное взаимодействие по фактам суицидального поведения несовершеннолетних

 Областной межведомственной группой изучаются причины и условия, способствующие совершению суицида несовершеннолетними;

Районной (городской) межведомственной группой проводится проверка по фактам парасуицидов несовершеннолетних.

По итогам проверки рабочей группы территориальная КДН, совместно с заинтересованными, решает вопрос о необходимости проведения социально расследования на наличие/отсутствие критериев СОП. В случае необходимости проведения социального расследования КДН направляет отношение в отдел по образованию

(показатель 6 критерий 1 социально опасного положения. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22)

В учреждении образования. Информация от педагогических работников, сотрудников органов внутренних дел, специалистов учреждений здравоохранения, иных заинтересованных субъектов профилактики о фактах суицидального поведения несовершеннолетних является сигналом для незамедлительного начала целенаправленной психолого-педагогической работы с ребенком и его семьей.

С учетом анализа ситуации, возможна организация психологической помощи участникам образовательного процесса силами региональной группы реагирования (приказ главного управления по образованию «О деятельности региональных групп реагирования» от 15.07.2021 № 259).

Принятие своевременных мер субъектами профилактики по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних находится на контроле горрайисполкомов.

07.12.2021

Советы психолога "Как обрести уверенность в себе"

раскрыть » / « свернуть
15.10.2021

Приемы повышения самооценки ребенка

раскрыть » / « свернуть
15.10.2021

Памятка родителям от детей

раскрыть » / « свернуть
14.10.2021

Притчи о ценности жизни

раскрыть » / « свернуть
10.08.2021

Рекомендации педагога-психолога для подростка по преодолению трудной жизненной ситуации

раскрыть » / « свернуть
09.07.2021

Внимание! Сигнальный этап кризисного состояния подростка

раскрыть » / « свернуть
10.03.2021

Памятка для родителей "Если ребенок в кризисной ситуации"

раскрыть » / « свернуть