Архив новостей - Отдел по образованию Глусского райисполкома
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

08.01.2015

Организация проектно-исследовательской деятельности с учащимися начальных классов

 Сегодня нужны люди, способные принимать нестандартные решения, творчески мыслить и работать. И поэтому необходимо как можно раньше начинать всестороннее развитие ребенка.

 Но как дать ребенку знания, как развить его способности? Как сделать, чтобы школьники не только усвоили какую-то сумму знаний, но и стали умнее, изобретательнее, научились самостоятельно мыслить и работать? Сегодня становится очевидным, что приоритет в работе надо отдавать формированию исследовательского поведения, совместному поиску истины.

 Исследование – это всегда творчество, здесь результат неизвестен и зачастую непредсказуем.

 Любая проектно-исследовательская работа состоит из нескольких этапов: выбор темы, постановка цели и задач, гипотеза исследования, организация исследования, подготовка к защите и защита работы.

  Как выбрать тему исследования?

 От правильного выбора темы в значительной степени зависит результат работы. Темы могут быть:

фантастические (ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений);

теоретические (ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у людей, что написано в книгах и др.);

эмпирические (предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов).

 При выборе темы необходимо соблюдать ряд правил.

 Тема должна увлекать ребенка. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в добровольно-обязательное мероприятие. Необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки. Тема должна быть конкретна, доступна, тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

 Успех любой работы зависит от четко сформулированной цели исследования и его задачи. Цель – это предполагаемый результат. Она должна быть конкретной, чёткой, чтобы ясно выделить вопрос, на который хотим получить ответ.

 При постановке задач школьник должен сформулировать для чего осуществляется работа, что надо наблюдать, выяснить, узнать. После постановки цели и задач идет выбор методов исследования. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования создаёт основу его успеха. Затем учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.

 В 1-2 классах проходит начальное формирование мыслительных умений и навыков, подготовительная работа к исследовательской деятельности;  3-4 классы – благоприятное время для организации доступных детскому возрасту исследований.

 Умение выдвигать гипотезу. Гипотеза – это предположение. Для формирования умения вырабатывать гипотезы можно использовать упражнение «Давайте вместе подумаем». Делая предположения, используем слова: «может быть…»,  «предположим...», «допустим…», «возможно…», «что если это….».

 Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов выполнялась следующим образом. Задача учителя – помочь проанализировать полученную информацию, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное, подготовить к представлению результатов. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов; это может быть и книга, и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

 Подготовка к защите включает следующие этапы:

- Выделение из текста основных понятий, определение этих понятий: разъяснение посредством примера, описание, характеристика, сравнение, различие.

- Классификация основных предметов, процессов, явлений и событий.

- Выявление всех замеченных парадоксов.

- Расстановка основных идей по важности.

- Предложение сравнений и метафор.

- Формулировка выводов и умозаключений.

- Указание на возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, нужна помощь учителя и родителей. Даже хорошо подготовленные дети на публике теряются. Помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка.

 Подготовку к публичному выступлению можно разбить на несколько этапов.

1. Подготовить краткий план доклада. Для этого необходимо построить линейную последовательность излагаемых идей.

 В качестве основных частей презентации выделить введение, основное содержание и заключение так, чтобы вся информация была представлена в легком для понимания формате и в то же время была интересной; познакомить аудиторию с каким-нибудь удивительным фактом, теорией или сделать какое-либо спорное или противоречивое утверждение. Или можно выбрать свой уникальный способ начала презентации. Главное – привлечь внимание аудитории, затем представить ей задачу – цель или суть презентации.

 Ясное изложение трёх или четырёх хорошо сформулированных пунктов, которые аудитория должна запомнить, вместе с метким использованием метафор или историй способствуют запоминанию. В зависимости от того, какого типа исследовательская работа (теоретическая, экспериментальная), могут отличаться и доклады школьников. Едиными требованиями к различным типам докладов являются: логичность построения, основной упор на экспериментальную часть и полученные результаты, доступность и ясность изложения.

2. Подготовить мультимедийную презентацию, которая будет отражать основные тезисы выступления, законы, формулы. Сопроводить свое выступление красочными иллюстрациями.

Советы по созданию презентации:

♦ Избегать длинных фраз на слайдах.

♦ Предел количества слайдов.

Время демонстрации слайда должно составлять 45 сек. Говорить надо с выражением и делать логические паузы.

♦ Не создавать слишком красочные слайды. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).

 На протяжении всей презентации необходимо использовать постоянный стиль слайдов.

♦ Рационально использовать анимацию, чтобы не отвлекать внимание от основной темы. Не допускается использование побуквенной и аналогичной анимации текста, а также сопровождение появления текста звуковыми эффектами (из стандартного набора звуков PowerPoint). Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п. Не размещать текст поверх фотографий, особенно лиц.

♦ Проще считывать информацию, расположенную горизонтально. Форматировать текст по ширине. Не допускать «рваных» краёв текста. Уровень запоминания информации зависит от её расположения на экране. В левом верхнем углу слайда располагается самая важная информация.

3. Подготовить учащихся правильно задавать вопросы и отвечать на них.

 Конечно же, самая сложная ситуация, когда выступающий не знает точного ответа на поставленный вопрос. В этом случае можно:

♦ высказать пускай и ошибочную, но свою точку зрения, сказав что-нибудь вроде: «Я точно не знаю, но думаю, что…»;

♦ не бояться отвечать: « Это мы не оценивали, но можно попробовать предположить…»;

♦ попросить разрешения посовещаться с членами команды, вместе с которыми делали работу.

 При всех вышеперечисленных рекомендациях не следует забывать, что успех выступления с устным докладом в первую очередь определяется качеством проведённой работы и ценностью полученных результатов, а уже во вторую – ораторскими и актёрскими способностями выступающего.

Крук Л.Н., учитель начальных классов ГУО «Гимназия г.п. Глуска»