Гіперактыўнае дзіця - Отдел по образованию Глусского райисполкома
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Гіперактыўнае дзіця

 Справочно: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) был диагностирован и описан более 100 лет назад. По статистике, СДВГ страдают от 3 до 5 процентов всех детей в мире. Основные симптомы СДВГ: равнодушное, безучастное или наоборот, гиперактивное, импульсивное поведение. СДВГ, диагностированный в детстве, в большинстве (30-70%) случаев сохраняется и после взросления человека. У мальчиков это заболевание встречается в 4–9 раз чаще, чем у девочек. Чаще всего оно проявляется в 6–12 лет, когда "живчик" идет в школу и выясняется, что он и сам не может учиться, и другим мешает. И тут проблема из медицинской превращается в социальную: не достигая успехов в учебе, получая нарекания за поведение, такие дети ведут себя все хуже и хуже. Мировая статистика подтверждает: среди малолетних правонарушителей много больных синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

 Характер каждого ребенка имеет свои особенности. Один любит тихо сидеть в углу и читать, а другой предпочитает шумные игры с друзьями. Но все имеет предел, так что в определенный момент мамы слишком уж шаловливых детей могут услышать про дефицит внимания и гиперактивность. Нужно ли пугаться? СДВГ - что это? Дети шалят - это знает каждая мама. Но излишняя активность может иметь под собой и какие-то медицинские основания. Синдромом дефицита внимания у детей называют комплекс определенных симптомов, мешающих им успешно усваивать знания. Такие ребята импульсивны, постоянно отвлекаются, а концентрация на одной задаче для них - очень большая проблема.

 Всё чаще от мамочек на детской площадке можно услышать такую фразу: «Мой ребенок гиперактивный, ни минуты не сидит на месте». Кто-то замечает, что малыш очень активный и эмоциональный по сравнению с другими детками уже в возрасте нескольких месяцев, у кого-то «гиперактивность» проявляется в возрасте нескольких лет.

 Но как же отличить гиперактивного ребенка от разбалованного капризули? Что такое «гиперактивность» и как с ней бороться? Все дети разные, но всё же большинство малышей в возрасте от года до трех лет очень активны и любознательны. Однако между понятиями «очень активный» и «гиперактивный» есть разница. Гиперактивный ребенок всегда очень эмоционален, за несколько минут он может переживать самые разные чувства и эмоции, бурная радость сменяется агрессией или тревогой, он постоянно в движении, такой ребенок не сидит на месте. Вот почему гиперактивность врачи называют синдромом дефицита внимания. Ребенку сложно сосредоточиться на  каком-то одном занятии, игре и т.п. больше нескольких минут, у него постоянно возникают самые разнообразные противоречивые желания. Не потому, что ребенок разбалован, просто его мозг работает немного по-другому.

 

 Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей               

Дети  с синдромом дефицита внимания (СДВГ) часто страдают поведенческими и эмоциональными проблемами. Ребенок отстает в эмоциональном развитии и медленно взрослеет. Это проявляется вспыльчивостью, раздражительностью, несдержанностью, импульсивностью. Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; в группе во время  занятия выкрикивает ответ, не дослушав вопроса, без разрешения встает со своего места; перебивает других, вмешивается в разговор или работу находящихся рядом детей или взрослых; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги). Настроение таких детей быстро меняется от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Для ребенка характерна заниженная самооценка, низкий уровень произвольной регуляции, а также повышенный уровень тревожности. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная  напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства.

Первая и главная помощь детям с СДВГ -  родительская коррекция поведения

 Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Правила поведения с ребенком мы назовем, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и настроя , практически бесполезно. А потому, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, начните с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение, разумную строгость и, как сказано в Священном Писании: "Да не смущается сердце ваше".

Что же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова "нет", "нельзя", "не трогай", "запрещаю" для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.

 Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. Не получается - постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Вообще старайтесь следить за своей речью. Окрики, гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Даже выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь по возможности сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

 Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.

 Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником. Родителям следует как можно больше времени проводить с ребенком, играть с ним, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет великая, и не только для ребенка, но и для вас, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

 Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную "территорию". В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

 Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

 За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п.), должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово... Вообще, на похвалу скупиться не стоит. Что, впрочем, подходит и для любого ребенка. Ждите только хорошего от своих детей, радуйтесь их успехам. Примером поощрения может служить следующее: разрешите ребенку посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени (только не увлекайтесь, это может быть лишь разовая поблажка), угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми (лото, шашки), позвольте лишний раз сходить на прогулку или купите ту вещь, о которой он давно мечтает.

 Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.

 А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал. Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 

 Весьма нелегко, но тоже очень важно научить ребенка "остывать" и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами. Когда в очередной раз мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть. Обнимите за плечи, ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих детей и игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую-нибудь игрушку и через некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось.

 Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение. Психологи считают, что работа здесь должна строиться по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир и вместе его анализировать. Например, если ребенок рассматривает что-то на улице, взрослому обязательно надо проследить за взглядом и найти этот предмет, затем постараться удержать внимание ребенка на нем, расспросить, что заинтересовало, и попросить подробно описать детали предмета, вместе как-то их прокомментировать.

 Как писал В. Оклендер: "Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности".

     

  Директор ГУО «ЦКРОиР г.п.Глуск» 

            Л.А.Сергейчик