Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным для ребенка. Для того чтобы он прошел как можно мягче, безболезненно, необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Учеба в 1 классе требует от ребенка умения вести себя на уроке, внимательно слушать объяснения учителя, выполнять его просьбы, указания и различные задания, другими словами – принимать на себя роль ученика. Поэтому предусматривается, что ребенок должен достигнуть полного уровня интеллектуального, физического и мотивационного развития. О преемственности в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи шла речь за круглым столом среди воспитателей учреждений дошкольного образования, которое состоялось в середине января на базе ГУО «Катковский УПК д/с-сш».
Воспитатели рассказали об эффективных формах организации преемственности с родителями, детьми в своем учреждении. Особое внимание уделяется целенаправленной и систематизированной работе с детьми. Воспитатели выбрали следующие формы работы с детьми: организация сюжетно-ролевой игры «Школа»; чтение и анализ художественных произведений о школьной жизни, дидактические игры на школьную тематику. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников старших групп в школу. Обычно посещают школьную библиотеку, спортивный зал, музеи, заходят в пустые классы, а затем присутствуют на уроках, также посещение торжественных линеек «1 Сентября. День знаний» и «Последний звонок». В каждом учреждении общего среднего образования организованы «Субботние школы», которые посещают будущие первоклассники. Эти мероприятия производят неизгладимое впечатление на детей, вызывают желание пойти в школу, повышают школьную мотивацию, вселяют уверенность в своих силах, формируют положительный образ о новом месте учебы.
Неотъемлемой частью работы по преемственности является сотрудничество с семьей. На родительские собрания в детские сады приглашаются учителя начальных классов, которые рассказывают о своих требованиях, о том, что значит «подготовить ребенка к школе». Воспитатели старших групп проводят с родителями консультации по вопросам адаптации ребенка к школе; приглашают родителей на занятия по обучению грамоте и элементарным математическим представлениям. Оформлены стенды для родителей «Что должен знать и уметь будущий школьник», тематические выставки «Растим будущего школьника», буклеты «Ребенок на пороге школы».
Важным условием эффективной работы по налаживанию преемственности между детским садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем. Организовано посещение уроков воспитателями, которые проводят учителя в октябре месяце, а воспитатели приглашают коллег со школы на открытые занятия в апреле месяце. И, конечно, традиционно в мае проводится в дошкольном учреждении выпускной бал, где всегда присутствует и выступает с напутственным словом учитель.
Педагоги пришли к выводу, что две ступени образования должны работать не изолировано, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе организовать образовательный процесс с опорой на развитие, которое дети получают в дошкольном учреждении, а педагоги дошкольного учреждения работать с ориентацией на следующую образовательную работу в школе.
Левченко И.С. – методист отдела образования, спорта и туризма