Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников - Отдел по образованию Глусского райисполкома
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников

Отдел образования, спорта и туризма Глусского райисполкома

 

 

 

Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников

 

Методические рекомендации и выступления педагогов из опыта работы

 

  

 

Глуск

2015

 В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014     № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно -технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

 Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

 Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.

 Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.

 При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образованияиспользуются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.

а) Работа с педагогами может включать:

  • инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;
  • педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);
  • взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
  • собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
  • заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;
  • выставки пособий и дидактического материала;
  • заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;
  • посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.
  • контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;
  • составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.

б) Работа с детьми может включать:

  • участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;
  • экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;
  • совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;
  • участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;
  • выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);
  • обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на Iступени общего среднего образования.

в) Работа с законными представителями детей может включать:

  •  посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;
  •  собрания для родителей учащихся первых классов («Особенности обучения в первом классе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Подготовка ребенка к школе»);
  •  консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий;
  • дни открытых дверей;
  •  анкетирование родителей;
  • тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»).

г) Деятельность психолого-дефектологической службы может включать:

  •  диагностику готовности детей к обучению в первых классах;
  •  наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе;
  •  проведение коррекционных занятий с детьми;
  • консультации педагогов;
  • индивидуальные консультации для родителей;
  • участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.

 

 Организационно-методическое сопровождение осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования

  1. Комплектование старшей группы детьми по возрастному принципу.
  2.  Обеспечение кадрами: подбор воспитателей для работы в старших группах, их образование, стаж педагогической работы, опыт работы со старшими детьми. Своевременность повышения квалификации воспитателей (повышение квалификации, участие в работе методических объединений).
  3. Создание условий для работы с шестилетними детьми:

а) методический кабинет:                                          

  • нормативные и правовые акты Министерства образования Республики Беларусь;
  • мероприятия по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования;
  • учебная программа дошкольного образования,
  •  протоколы педсоветов;
  • материалы  педсоветов, консультаций, семинаров, открытых занятий;
  • материалы совместных музыкальных и физкультурных праздников;
  • материалы совместных выставок;
  • материалы взаимопосещений педагогами занятий в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;
  • протоколы и материалы родительских собраний;
  • материалы по работе семейных клубов, консультативных центров
  • результаты анкетирования родителей;
  • материалы опыта работы педагогов с детьми по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования;
  • наличие методической литературы.

б) группы:

  • обеспечение выполнения Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов"Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений дошкольного образования", утверждённых постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 17.04.2009 № 42.
  • уровень соответствия развивающей предметно-игровой развивающей среды установленным требованиям;
  •  оснащенность образовательного процесса учебно-методическими комплексами;
  • наличие документации воспитателя: плана образовательного процесса с воспитанниками; протоколов родительских собраний; табеля учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования; сведения о родителях и воспитанниках.

  1. Качество здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования. Соответствие медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника установленным требованиям нормативных правовых актов. Наличие углубленных медицинских осмотров детей. Состояние здоровья детей. Анализ заболеваемости детей. Профилактика заболеваемости. Рациональность и сбалансированность питания. Определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка. Соответствие распорядка жизнедеятельности детей в учреждении дошкольного образования утвержденным нормам. Уровень взаимодействия сотрудников в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности детей в течение дня. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
  2. Качество образовательного процесса. Соответствие организации образовательного процесса образовательной программе дошкольного образования; используемых образовательных методик, технологий концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии.

 Уровень соответствия развития выпускников дошкольного учреждения образовательным стандартам дошкольного образования, которые оцениваются педагогами воспитанников

  1. Реализация задачи развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста.

Беседы с педагогами по вопросам:

  • знания нормативных правовых актов;
  • программ первого класса учреждений общего среднего образования и учреждений дошкольного образования;
  • организации обучения и воспитания детей (способствуют ли методические приемы воспитателя на занятиях активизации умственной деятельности детей, формированию у них умственных действий и операций (сравнения, анализа, обобщения, систематизации, классификации и др.).

Собеседование с педагогами по вопросам взаимопосещений занятий и уроков.

  1. Деятельность психологической  службы: оценка интеллектуального и личностного развития детей, саморегуляции, сформированности игровой и учебной деятельности. Выявление детей с девиантным  поведением, выработка коррекционной программы и работа по ней. Консультации для учителей и родителей по вопросам адаптации ребенка к школе и проблемам детей. Педагогические  консилиумы по вопросам преемственности в работе психолога учреждения дошкольного образования и школы.

9. Организация совместной работы воспитателей и родителей по осуществления преемственности  в работе между учреждениями дошкольного образования иобщего среднего образования (изучение семьи; проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций, бесед и других форм  с участием учителей школы; изучение лучшего семейного опыта, работа с семьями группы социального риска, организация наглядно-информационных форм работы Организация работы с детьми, не посещающими дошкольные учреждения дошкольного образования. Оказание образовательных услуг.

 

Преемственность в работе дошкольного, общего среднего  образования и семьи – основа подготовки первоклассников.

                                 «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого

                            места, а всегда опирается на определенную стадию развития,

                          проделанную ребенком ранее».

                                                                                                В.А. Сухомлинский

         В нашем учреждении основой для успешной мотивации старших дошкольников к школьному обучению является работа, направленная на ознакомление со школой. Формами и методами такой работы выступают занятия соответствующего содержания «На уроке»,  сюжетно-ролевые игры, творческие игры «Школа», рассматривание иллюстраций, беседы, опросы, изобразительная деятельность. С целью формирования эмоционального положительного отношения к школе в старшей группе благоустроен центр «Уголок школьника», имеются настольно-печатные игры по данной тематике. Также педагогами активно используются учебные наглядные пособия «Умней-ка!», «Мои первые уроки». Используемые игры и игровые упражнения, предложенные в них, способствуют развитию умения работать в заданном темпе и достаточно легко ориентироваться на листе бумаги, что необходимо при выполнении учебных заданий к школе. Традиционно организуются экскурсии в школу, школьную библиотеку,  выступление учителей начальных классов перед  воспитанниками, общение с учениками начальных классов. С октября организованны платные образовательные услуги «Хореография», «Иностранный язык».

         Достижению преемственности в организации образовательного процесса содействует практико-ориентированная и адресная методическая работа с учителями начальных классов и воспитателями дошкольного образования.  Она осуществляется  через проведение семинара-практикума для педагогов по теме «Поговорим о подготовке детей к школе»;  педагогического совета, который проходит в мае месяце по итогам работы учреждения образования за учебный год; февральского круглого стола с учителями начальных классов «Условия адаптации первоклассника, пути их решения». Организованно взаимопосещение занятий педагогами и  учителями в начале и в конце учебного года, всегда  интересуемся, школьной жизнью воспитанников, беседуя  при встрече с учителями. И, конечно, выпускной бал, где всегда присутствует и выступает с напутственным словом учитель.

     Неотъемлемой частью работы по преемственности  является сотрудничество с семьей. Популярностью у родителей пользуется день открытых дверей, который традиционно  в учреждении проходит в мае. Особенно важен для них открытый просмотр занятия в старшей группе, когда можно отметить успехи или затруднения выпускников, ближе познакомится с требованиями к обучению к школе. В течение года посещают показательные выступления в рамках проводимых праздников, конкурсов, развлечений, где и сами принимают активное участие. Дважды в год проводятся  общие родительские собрания  с приглашением учителей,  которые вовлекают родителей в обсуждение проблем подготовки детей к школе, приводят примеры, ярко раскрывающие черты неподготовленности детей, конкретные ситуации, с которыми сталкиваются родители первоклассников. В старшей группе оформлен постоянно действующий информационный стенд для родителей на тему «Растим будущего школьника», предлагаемая информация отражает проблемные вопросы по подготовке детей к школе. К участию привлекаются и учителя начальных классов, которые также консультируют, дают практические советы по данному вопросу.

         В центре внимания педагогического коллектива постоянно находятся вопросы реализации учебной программы дошкольного образования, образовательных стандартов дошкольного образования и создания оптимальных условий для формирования общеучебных умений и навыков.

 

Лиходиевская Л.Ф. – заместитель заведующего

по ОД ГУО «Ясли-сад № 3»

 

Формы организации преемственности дошкольного и общего среднего образования

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений». В.А. Сухомлинский

 Особое внимание уделяется целенаправленной и систематизированной работе с детьми.  Мы выбрали следующие формы работы с детьми: создание уголка школьника; организация сюжетно-ролевой игры «Школа»; экскурсии и   целевые прогулки в школу (в библиотеку, в класс); посещение детьми старшей группы торжественной линейки «День знаний»; посещение детьми старшей группы платной услуги по подготовке к школе «Субботняя школа»; привлечение учащихся школы к развлечениям дошкольного учреждения («Новый год», «День здоровья», выступление детей музыкальной школы перед дошкольниками); организация праздника «Выпускной бал»; чтение художественных произведений о школе. Эти мероприятия производят неизгладимое впечатление на детей, вызывают у ребят желание пойти в школу, резко повышают школьную мотивацию, вселяют уверенность в своих силах, формируют положительный образ о новом месте учебы.

 Работа с родителями предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Мы считаем, что необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе, необходима согласованность взглядов дошкольного учреждения и семьи. В этом направлении используются такие формы работы: родительские собрания с участием учителей начальных классов. консультации по вопросам адаптации ребенка к школе и проблемам детей. беседы с участием учителей школы,   наглядно-информационные формы работы с родителями (оформление папок для родителей «Скоро в школу», тематические выставки, буклеты); открытые просмотры, анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка.

 Методическая работа: собеседование с учителями и воспитателями после взаимопосещений уроков и занятий, круглый стол «Проблемы адаптационного периода. Пути их решения», консультации для педагогов старшей группы, семинар для воспитателей старших групп «Детский сад-школа проблемы преемственности»,обсуждение нормативных документов, отражающих вопросы преемственности, использование учебно-методических комплексов: «Мои первые уроки», «Умней-ка».

 Главное назначение нашей работы – специально организованный переход дошкольников на следующую ступень образования. Мы надеемся, что вся система работы, разработанная и проведенная нами, поможет нашим детям легко и безболезненно адаптироваться к школе.

Голуб И.Н. – воспитатель

ГУО «Ясли-сад № 1»

 

Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования

и семьи

 Учителя начальных классов и воспитатели тесно взаимодействуют друг с другом для того, чтобы переход детей из детского сада в школу являлся безболезненным, и адаптация  к новым условиям прошла быстро. Это взаимодействие, осуществляющееся через  проведение заседаний методического объединения, педагогического совета. Формы педагогического взаимодействия на дошкольном и первом уровне общего среднего образования разнообразны: открытые занятия и уроки, дискуссии, беседы, выставки педагогической литературы и другие. Воспитатели и учителя начальных классов, учитель-дефектолог, музыкальный работник посещают  внеклассные мероприятия, знакомятся с распорядком дня дошкольной группы, организовано взаимопосещение занятий воспитателя дошкольного образования учителями и другими педагогическими работниками. В нашем учебно-педагогическом комплексе открыт пункт коррекционно-педагогической помощи, где воспитанники с нарушениями речи могут получить помощь учителя-дефектолога и при необходимости предложить занятия на первой ступени общего среднего образования. Воспитатель дошкольного образования  и учитель-дефектолог характеризует ребенка, его готовность к учебной деятельности, особенности социально-личностного развития.

 Не только педагогические работники, но и дети тесно взаимодействуют друг с другом. Бывшие воспитанники детского сада каждый день на переменах стремятся побывать в детском саду. Они рассказывают о своих успехах в учебе,  интересуются  своими  младшими товарищами (т.к. группа разновозрастная), хотят познакомиться с новенькими. Младшие товарищи с интересом слушают их, пытаются подражать, чтобы тоже быстрее пойти в школу. У них складывается хорошая мотивация к учебной деятельности. Старшеклассники (бывшие выпускники) с удовольствием участвуют в утренниках, акциях.

Дошкольники хорошо знакомы с классами, кабинетами, библиотекой, столовой, спортзалом, а главное - они уже хорошо знают свою первую учительницу и одноклассников. Старшие школьники охотно принимают их в свои ряды.

 В целом условия учебно-педагогического комплекса позволяют минимизировать возникающие проблемы и, главное, создать систему работы по преемственности, дающую возможность воспитанникам легко адаптироваться к школьной среде, иметь высокий уровень учебной мотивации. 

Бабичева В.Л. – воспитатель

ГУО «Устерховский УПК д/с-сш»

 

Формы организации преемственности дошкольного и общего среднего образования

 Ежегодно воспитанники детского сада участвуют в школьной линейке 1 сентября «День знаний», проходят экскурсии по школе: знакомство со школьной библиотекой; начальными классами. Также участвуют в совместных со школай выставках  «Букет осени», акции «Поделись источником знаний»,  спортландии «Мы дружим со спортом», конкурсах, праздниках  «День матери», «Новый год», “8 Марта”,  “Выпускной”. Во время проведения тематической недели «Школа», дети на занятиях и вне расширяют представления о школе и школьных принадлежностях, обязанностях школьника. В совместной деятельности организовываем сюжетно-ролевую игру «Школа», посещение детей 1-го класса в период адаптации. С детьми старшей группы проводим интервью «Хочу ли я в школу?».

 Организуем деловые встречи с родителями, учителями начальных классов и заместителем директора по основной деятельности, где в форме дискуссии уточняем, какова позиция родителей по вопросам подготовки детей. Помогаем родителям достойно пройти период начала обучения их ребёнка в школе. Родителям предлагаются задания, игровые упражнения, выставка литературы, анкетирование «Подготовка детей к школе», тесты «Готовы ли вы отдать ребёнка в школу?». Организуются выставки детских рисунков, поделок. В феврале проводили организационное собрание родителей желающих отдать своих детей в школу. Родители получают общее представление о системе работы с детьми в школе, о требованиях, предъявляемых к детям учителями 1-х классов. Вниманию родителей предлагаются открытые занятия. Широко используем информационный стенд «Ребёнок на пороге школы», где родители могут узнать об «Адаптации первоклассников к школе», «Формировании нравственно-волевых предпосылок учения», «Развиваем мотивацию», «Кризис семи лет». Предлагаем родителям папку-передвижку «Подготовка детей к школе», где родители сами спокойно могут оценить необходимость подготовки детей к школьному обучению.

Цыкарь Е.С. – воспитатель

ГУО «Катковский УПК д/с-сш»

Формы и методы  организации преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях.

 

« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».                                                                                                                   

В.А.Сухомлинский

 В дошкольном учреждении  во всех старших группах к началу учебного года были оформлены «уголки  школьника», где имеются школьные принадлежности, дидактические игры.

 Проведены групповые и общесадовские  родительские собрания по вопросу  «Подготовка детей к школе», на которых присутствовали учителя начальных классов Гимназии и СШ №2. На групповые собрания приглашали педагога–психолога, учителя-дефектолога, медсестру, где обсуждали  вопросы  о психологическом и психическом здоровье  старших дошкольников. Воспитатели дошкольного учреждения ежегодно в начале осени приглашаются в гимназию на просмотр открытых уроков в первых классах.   В апреле к нам в дошкольное учреждение на просмотр открытых занятий приглашаются учителя начальных классов гимназии.   Затем идет обсуждение  вопросов по подготовке будущих первоклассников к школе.                        

 В старших группах проводятся занятия по подготовке воспитанников  к школе, с использованием учебных пособий «Мои первые уроки», «Мир детства», «Умней-ка», организовываются сюжетно – ролевые игры «Школа», «Библиотека», «Моя первая  учительница» и другие.  Активно играют воспитанники в развивающие игры «Ты готов к школе?», «Мир цифр», «Назови звук» и др. В работе с воспитанниками используются такие формы работы как экскурсии. Интересными были экскурсии в Гимназию, лесопарк СШ №2. Во время посещения Гимназии  воспитанники старших групп дошкольного учреждения имели возможность присутствовать на уроке ритмики, посетили библиотеку,  музей, актовый и  спортивный залы, посидеть за партами в классе и познакомиться с учителем начальных классов. После экскурсии в гимназию наши  дошкольники были  очень впечатлены от увиденного и активно, с большим интересом и гордостью рассказывали  родителям  о  том, как они пойдут в школу.

 Наши воспитанники посещают занятия в «Субботней школе» Гимназии и СШ №2, а также занятия школы искусств,  спортивной по Таэ-квондо. Все  старшие дошкольники охвачены дополнительными образовательными услугами: «Иностранный язык», преподаватели - учителя английского языка гимназии и СШ №2.

 В старших группах  оформлены стенды, папки по подготовке к школе с советами, консультациями, рекомендациями.

 

Н.В. Бычковская, Т.Е. Василенко

 воспитатели  ГУО «Ясли-сад № 4 г.п.Глуска»

 

Заседание методического объединения

педагогов учреждений дошкольного образования

 

Тема: Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников.

Форма работы: круглый стол

Цель: способствовать активизации деятельности по решению проблем  преемственности между учреждением дошкольного образования, школой и семьей, выявить эффективные механизмы их сотрудничества.

Задачи:

- вспомнить основные понятия, нормативную правовую документацию по вопросам преемственности,

- проанализировать результаты работы по преемственности в звене учреждения дошкольного образования, школы и родителей будущих первоклассников, выявить достижения и проблемы, определить возможные причины их возникновения, а также наметить пути их решения.

Ход проведения:

1. Теоретическое обоснование вопроса преемственности между дошкольным учреждением и 1 ступенью учреждения общего среднего образования.

- Актуальность проблемы. Что включает в себя понятие преемственность,  взгляд разных авторов на вопрос преемственности.

 Наличие  реализация преемственности дошкольного учреждения и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило,  ребенок впервые включается  в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

 Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.

- Задание участникам круглого стола: Что вы понимаете под понятием преемственность между дошкольным учреждением  и учреждением общего среднего образования? (ответы участников)

- Задание: Предлагается перевернуть карточки, где есть несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать.

       2) Нормативное правовое обеспечение по вопросу преемственности между дошкольным и    начальным образованием.

  – В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие    всего образовательного процесса.

     – Задание: назовите нормативные документы, где рассматривается подход к осуществлению   преемственности?        

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (принципы преемственности содержания, форм, методов обучения и воспитания)
  2. Положение об учреждении дошкольного образования.
  3. Учебная программа дошкольного образования (заложены основы преемственности, которые обеспечивают готовность воспитанников к школе).
  4.  Образовательные стандарты дошкольное образование (является ориентиром образовательного процесса).

3)    Проблемы современного общества, связанные с преемственностью дошкольного и начального образования.

– Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.

Задание для участников круглого стола: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе.

– Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности.

4)    Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи.

Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая), и психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности. 

-  Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки и посмотреть, что входит в ту или иную готовность: специальная готовность, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально – волевая, коммуникативная, физическая.

-- Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.

  1. – Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении и школе.

– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.

С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду.  Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.

-- Задание: назовите формы осуществления преемственности в вашем дошкольном учреждении по трем направлениям: работа с педагогами, с родителями, с детьми.

 Две ступени образования должны работать не изолировано, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе организовать образовательный процесс с опорой на развитие, которое дети получают в дошкольном учреждении, а педагоги дошкольного учреждения работать с ориентацией на следующую образовательную работу в школе.

     Левченко И.С. – методист отдела образования,

 спорта и туризма

Литература:

1. Давидович, А. О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты / А. Давидович // Пралеска. – 2014. – № 8. – С.4-8.

2. Образовательные стандарты. Дошкольное образование. Постановление  Министерства образования Республики Беларусь 29.12.2012 № 146.

3. Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования в 2014/2015 учебном году. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования к 2014/2015 учебному году от 01.07.2014 № 04-24/20.

4. Приоритетные направления деятельности учреждений дошкольного образования в 2013/2014 учебном году. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования к 2013/2014 учебному году от 22.07.2013.