В последнее время все чаще в СМИ появляется информация о РДА (раннем детском аутизме). Термин «аутизм» происходит от латинского слова «autos» – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира. РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Эта проблема в последние годы стала очень актуальна и в Беларуси. Поэтому сегодня мы попробуем рассказать о диагностике и путях коррекции РДА. «Предупрежден – значит, вооружен», - гласит народная мудрость, а с нею, как известно, спорить не приходится. Высказывание применительно ко многим сторонам жизни, в том числе профилактике большинства заболеваний.
К сожалению, в нашем обществе принято говорить о детях С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ шепотом или вообще молчать. Более корректно, на наш взгляд, называть таких детей ОСОБЫЕ ДЕТИ. Таких «особых» очень много. Часто они посещают обычные детские сады или школы, но определение их в группу «особых» говорит о том, что таким детям нужен ОСОБЫЙ ПОДХОД, ОСОБОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ. Родители ДОЛЖНЫ иметь хотя бы малейшее представление о проблемах развития детей, чтобы вовремя понять и при необходимости обеспечить ребенку ОСОБОЕ отношение окружающих.
Из практики известно, что основной симптом раннего детского аутизма (РДА) проявляется в некоторой отрешенности ребенка от окружающего мира, эмоциональной незрелости, стереотипности поведения. Такой малыш старается избегать зрительного контакта, не всегда расположен к телесному контакту (сжимается, когда его пытаются погладить или приобнять). Возможны стереотипные движения с предметами (перелистывание книги, постукивание каким-либо предметом), одна и та же тема может доминировать в разговоре, во время рисования, в игровых сюжетах. У детей формируются устойчивые стереотипы, они с трудом привыкают к новой одежде, пище, обстановке, людям. У детей с аутизмом возможны (но не всегда) задержка и нарушения речевого развития (а именно функция общения). Аутичный ребенок часто не слышит обращенную к нему речь, а ответы не имеют отношения к теме разговора. Для ребенка с ранним детским аутизмом свойственны эхолаллии (он повторяет последнее услышанное слово или предложение).
Мы понимаем, что неспециалистам (тем более родителям) сложно понять, имеются ли у ребенка те или иные особенности развития или поведения.
Признаки, которые должны насторожить родителей:
В 3 месяца ребенок:
- не реагирует на громкие звуки;
- не следит взглядом за движущимися объектами;
- не хватает и удерживает объекты;
- не улыбается людям;
- не агукает (не гулит);
- не обращает внимания на новые лица;
В семь месяцев:
- не поворачивает голову, чтобы обнаружить, откуда раздаются звуки;
- не показывает привязанность к вам;
- не смеется или не делает визжащих (от удовольствия) звуков;
- не тянется к объектам;
- не пытается привлечь к себе внимание с помощью действий;
- не проявляет интерес к играм типа пряток;
В двенадцать месяцев:
- не ползает;
- не говорит отдельные слова;
- не использует жесты, такие как кивки (или отрицательное мотание) или качания головой;
- не указывает на объекты или рисунки;
- не может стоять, когда поддерживают;
В двадцать четыре месяца:
- не может ходить;
- говорит не более 15 слов;
- не использует предложения длиннее двух слов,
- кажется, не знает функций бытовых предметов, таких как телефон, вилка и ложка;
- не имитирует ваши действия или слова;
- не может катать колесную игрушку;
- не следует простым инструкциям.
Если Вас что-то настораживает, не откладывайте визит к детскому психологу (или психоневрологу, дефектологу). Часто, к сожалению, можно наблюдать стереотипное отношение родителей к информации о том, что их ребенок действительно ОСОБЕННЫЙ и нуждается как в медицинском, так и в психологическом сопровождении. Реакция родителей на то, что их ребенок страдает ранним детским аутизмом, часто такова: ШОК-ГНЕВ-ДЕПРЕССИЯ-ПРИНЯТИЕ. Понимаем и разделяем чувства родителей, но чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем более положительный прогноз дальнейшего развития.
Как специалисты, имеющие определенный опыт сопровождения особых детей, можем рассказать о своих принципах коррекции. Во-первых, к ребенку с ранним детским аутизмом нужно относиться как к норме развития. Сопровождая ребенка, не навязывать свою модель поведения, а принимать его. Придавать понятный для него смысл всем его действиям и словам. Разнообразить сенсорный опыт: игры с водой, рисование красками с помощью пальцев, игры с песком, крупой и т.д. Так как дети отличаются большей стереотипностью поведения, все новое необходимо вводить осторожно, пошагово, подробно объясняя ребенку, показывая на собственном примере, формируя только положительное отношение к происходящему. Барьер физического контакта можно снимать с помощью различных «толкалок», «щекоталок», «гладилок». Ребенок должен видеть лицо общающегося с ним, но не старайтесь насильно удержать детский взгляд. Когда ребенок заинтересуется, он сам будет внимательно смотреть и слушать Вас. Часто у детей с ранним детским аутизмом отмечается боязнь открытого или закрытого пространства. Учитывайте это, поднимаясь или спускаясь с таким ребенком по лестнице, гуляя с ним на детской площадке.
И все-таки, главная проблема детей с ранним детским аутизмом - проблема общения. Старайтесь в присутствии ребенка проявлять интерес к окружающим людям, здоровайтесь, знакомьтесь, прощайтесь, играйте, то есть выполняйте все, что должен, по-вашему мнению, выполнять Ваш ребенок. Дети с ранним детским аутизмом обучаемы и социализированы. Сделайте все возможное, чтобы Ваш ребенок получил необходимую помощь, а Вы - поддержку в лице специалистов.
Будьте терпеливы и благоразумны. Не торопите события. И, уверяем Вас, положительный эффект обязательно будет.
Специалисты ЦКРОиР призывают Вас своевременно обращаться за помощью. Чем раньше выявляется проблема, тем больше вероятность ее устранения или компенсации.
Напоминаем: в детской консультации есть информация о консультативном приеме специалистов ЦКРОиР на базе ЦРБ (1 раз в месяц).
Получить любую интересующую Вас информацию Вы также можете, позвонив по телефону : 41-533 или обратившись непосредственно в ЦКРОиР по адресу: ул. Рождественская, д.33-а («Ирландский дом»).
Специалисты ЦКРОиР