Методическая копилка - Отдел по образованию Глусского райисполкома
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Методическая копилка

ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ

Гигиенические требования к сырью и материалам, из которых изготовлена игрушка 

Действующим санитарным законодательством регламентируется сырье и материалы, разрешенные для изготовления игрушек.

Материалы для производства игрушек (игр) должны быть чистыми (без загрязнений), неинфицированными. Используются полимерные материалы (полистирол, полиэтилен, полипропилен, полихлорвинил, дакрил, сэвилен, винилискожа, фторлон и др.), полимерные пленки (поливинилхлоридная, полиэтиленовая, полиэтиленполиамидная, целлофан и др.), резина, каучук, а также лаки, краски, эмали, другие материалы, получившие положительную гигиеническую оценку, подтвержденную соответствующим заключением.

Для изготовления игрушек не допускается утиль, древесная кора, вторичное сырье, полученное в результате повторной переработки материалов, бывших в употреблении. Можно применять отходы только собственного производства.

В игрушках для детей до 3 лет не допускается применение натурального меха, натуральной кожи, стекла, фарфора, ворсованной резины, картона и бумаги, набивочных гранул размером 3 мм и менее без внутреннего чехла, наполнителей игрушек, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 5 %.

В игрушках для детей до 3 лет не допускается миграция химических веществ 1-го класса опасности. Защитно-декоративное покрытие игрушек должно быть стойким к влажной обработке, действию слюны и пота.

Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенных для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны изготавливаться из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

Не допускается поверхностное окрашивание и роспись игрушек- погремушек и игрушек, контактирующих со ртом ребенка.

 Гигиенические требования к конструкции игрушек

Игрушка и ее составные части, включая крепежные детали, должны выдерживать механические нагрузки, возникающие при использовании игрушки по назначению, при этом она не должна разрушаться и должна сохранять свои потребительские свойства.

Требуется, чтобы все детали не отрывались при усилии в 10 кг. У ребенка должно быть недостаточно для этого сил.

На поверхности игрушки не допускаются заусеницы, трещины, сколы.

Нефункциональные острые кромки и углы деталей должны быть притуплены или скрыты, чтобы исключался риск травмирования ребенка.

Набивные материалы не должны содержать твердых или острых инородных тел (металлическая стружка, гвозди, деревянные щепы, осколки стекла, пластика и др.). Элементы набивки, которые по размеру меньше или равны 3 мм, должны находиться во внутреннем чехле. Наполнители для погремушек должны иметь диаметр не менее 5 мм. Утечка жидкого наполнителя в игрушках не допускается.

Сборно-разборные конструкции игрушек для детей до 3 лет (пирамиды, наборы колец, шариков на стержне и др.) не должны иметь деталей диаметром менее 32 мм.

Наконечники снарядов металлических игрушек типа ружье, пистолет, лук необходимо защищать посредством мягкой резины или присоски, диаметр которых должен быть не менее 20 мм.

Игрушки, имитирующие холодное оружие (шпага, нож и др.), не должны иметь острых концов и режущих кромок. Требуется, чтобы движущиеся составные части игрушки не травмировали детей.

Необходимо, чтобы приводные механизмы были недоступны для ребенка.

Игрушка и съемные детали игрушки, предназначенной для детей в возрасте до 3 лет, должны иметь такие размеры, чтобы избежать попадания в верхние дыхательные пути. Требуется, чтобы швы мягконабивной игрушки были прочными.

Игрушка, находящаяся в пищевом продукте и (или) поступающая в розничную торговлю вместе с ним, должна иметь собственную упаковку. Ее размеры не должны вызывать риск удушья ребенка.

Маски и шлемы для игры из воздухонепроницаемого материала, полностью покрывающие голову ребенка, должны быть разработаны и изготовлены таким образом, чтобы исключить риск удушья в результате не- достаточной вентиляции.

Игрушка, внутри которой может поместиться ребенок, представляющая для него замкнутое пространство, должна иметь отверстие для выхода, легко открываемое изнутри, и поверхность с вентиляционными отверстиями.

Игрушка, предназначенная для поддерживания тела ребенка на поверхности воды, должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы быть герметичной и прочной.

Игрушка, несущая на себе массу ребенка и не предназначенная для езды, должна быть прочной и устойчивой к опрокидыванию. Игрушка со снарядом, выпускаемым при помощи пускового механизма, а также снаряд, обладающий кинетической энергией, должны минимизировать риск травмирования ребенка и (или) лица, присматривающего за ним.

В конструкторах и моделях для сборки детьми в возрасте до 10 лет пайка не допускается. 

Гигиенические требования, предъявляемые непосредственно к игрушкам

Игрушки для детей должны соответствовать гигиеническим требованиям по органолептическим, санитарно-химическим, токсикологическим, физико-гигиеническим, радиологическим и микробиологическим показателям, стойкости защитно-декоративного покрытия к действию слюны, по- та и влажной обработке.

Требуется, чтобы игрушки были пожаробезопасными. В печатных изданиях следует обеспечить хорошую удобочитаемость. Органолептические показатели (запах, привкус). Интенсивность запаха образца игрушки в естественных условиях и его водной вытяжки не должна превышать 1 балла для игрушек, предназначенных детям до 1 года, 2 баллов — детям старше 1 года.

Интенсивность запаха в 1 балл (очень слабый) чаще всего не замечается обычным человеком, но обнаруживается опытным специалистом (дегустатором).

Слабый запах в 2 балла, как правило, ощущается неопытным дегустатором, если на это обратить его внимание.

Игрушки, предназначенные для детей до 3 лет, и игрушки, контактирующие с полостью рта, не должны обладать привкусом интенсивностью более 1 балла.

 Внешний вид игрушки не должен изменяться после ее мытья водой в течение 3 мин при температуре 37ºС с нейтральным мылом без механической обработки.

Санитарно-химические показатели (миграция в модельные среды вредных химических веществ, перечень которых определяется в зависимости от химического состава материала и нормы выделения вредных химических веществ из игрушек). Содержание мигрирующих химических веществ не должно превышать гигиенические нормативы.

В химических игрушках и игровых комплектах, включающих химические вещества и не относящихся к компонентам для химических опытов, допускается применение веществ или реактивов, если их содержание не превышает максимально допустимое количество, установленное для каждого вещества.

Токсикологические показатели (раздражающее действие на слизистые, индекс токсичности). При использовании игрушки необходимо свести к минимуму риск ущерба здоровью вследствие возможного попадания химических веществ в дыхательные пути или желудок, на кожу, слизистые оболочки и глаза.

Требуется, чтобы игрушки, предназначенные для детей до 3 лет, а также игрушки, функционально контактирующие с полостью рта ребенка, не оказывали раздражающего действия на слизистые.

Игрушки не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия, или индекс токсичности игрушек, определяемый в водной среде (дистиллированная среда), должен быть в пределах от 70 до 120 % включительно, в воздушной среде — от 80 до 120 % включительно.

 Источник:

Лабодаева, Ж. П.  Гигиенические требования к играм и игрушкам. Методы контроля : учеб.- метод. пособие / Ж. П. Лабодаева, Т. С. Борисова, Н. А. Болдина. – Минск : БГМУ, 2013. – 52 с.

 

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Левченко И.С., заведующий

ГУО «Ясли-сад № 4 г.п.Глуск»

Управление в учреждении дошкольного образования должно носить системный характер. Руководитель должен разработать оптимальную систему развития учреждения.

Выделим основные направления системы управленческой деятельности:

1. Оптимизация управленческой деятельности, активное участие в механизме управления учреждением дошкольного образования сотрудников, родителей как субъектов образовательного процесса. Управленческая деятельность руководителя заключается в установлении согласия в организации, создании атмосферы сотрудничества как залога успешной деятельности и достижения качественных результатов.

2. Обеспечение механизма контроля и регуляции качества дошкольного образования. В ходе контроля выявляются и оцениваются результаты деятельности коллектива, отдельных сотрудников, анализируются причины, обусловившие их достижения и недостатки. Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать – обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

3. Расширение спектра вариативных форм дошкольного образования и образовательных услуг – создание условий для развития индивидуальных возможностей ребенка, создание имиджа образовательного учреждения.

4. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный и управленческий процесс – повышение уровня профессионального мастерства сотрудников учреждения в применении ИКТ. Использование ИКТ позволяет руководителю решать следующие задачи:

- получать нормативную, правовую, административную, научную, методическую информацию,

- организовать электронный документооборот,

- автоматизировать бухгалтерский учет,

- осуществлять информационное взаимодействие с коллегами,

- формировать базы данных,

- проводить мониторинг по охране жизни и укреплению здоровья ребенка и качества образовательных услуг.

5. Обеспечение безопасности образовательного пространства и здоровьесберегающей среды – поддержание в рабочем состоянии материально-технических ресурсов, управление материально-технической базой учреждения, создание безопасных условий для жизни и здоровья участников образовательного процесса,  доступная педагогическая помощь по проблемам оздоровления детей дошкольного возраста. Особое внимание руководителя требует выполнение правил противопожарной безопасности, выполнением санитарно-гигиенических правил всеми сотрудниками.

6. Кадровая политика – повышение квалификации педагогов исходя из их профессионального развития, улучшение качества образования детей посредством участия в конкурсном движении, уменьшение процента текучести кадров в коллективе. Руководитель должен организовать работу своих подчиненных. Функция руководителя: расстановка людей и постановка перед каждым исполнителем конкретной задачи, создание определенного настроя на работу, непосредственная помощь в процессе реализации того или иного дела. В этой последовательной цепочке элементов деятельности руководителю важно хорошо знать возможности каждого исполнителя, опираться на их сильные стороны, координировать работу.

7. Финансовая политика – укрепление материальной базы учреждения, обеспечения возможности привлечения внебюджетных средств за счет расширения спектра платных образовательных услуг и форм дошкольного образования.  Руководство планово-хозяйственной деятельностью требует от заведующего четкости, дисциплинированности, аккуратности, точности в исполнении.

8. Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи – вовлечение родителей в разнообразные формы взаимодействия. Заведующий заинтересован в создании и эффективной деятельности органов самоуправления родителей (родительского комитета, попечительского совета). Тесно сотрудничать с ними. Заведующий  контролирует деятельность комиссии по работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении.

Ожидаемые результаты управленческой деятельности:

- для учреждения дошкольного образования – повышение качества образования, создание конкурентоспособности учреждения,

- для воспитанников – получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка,

- для педагогического коллектива – развитие профессиональной компетентности и личностного роста,

- для семьи – социализация ребенка и успешная интеграция его в социум, сохранение здоровья ребенка и успешность ребенка при поступлении в школу.

От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост зависит успешность учреждения и его социальный статус.

О ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Громыко М. Е.,

заведующий ГУО «Калатичский детский сад»

К современному руководителю предъявляется ряд требований: он должен быть профессионально грамотным, обладать сформированными ключевыми и управленческими компетенциями, оперативно принимать оптимальные решения, грамотно разрабатывать стратегию развития организации, способен обеспечить ее инновационное развитие, быстро и гибко реагировать на перемены, уметь организовать профессиональную команду единомышленников и успешно управлять ее деятельностью. Данные требования в полной мере применимы и для руководителей учреждений образования Беларуси.

Под управленческой компетенцией современного руководителя понимается его готовность и способность к реализации управленческих функций и эффективному решению управленческих задач на основе знания психологии, теории менеджмента, сформированных умений и навыков. 

Для лучшего понимания того, каким желательно быть руководителю учреждения образования, необходимо выделить самые важные ключевые компетенции, характеризующие его управленческую деятельность (а затем и личность).

Это:

Организационно-деятельностная компетентность – обладание способностью осуществлять управление разнообразными видами деятельности, которые развиваются в организации; принятия управленческих решений; умения выбирать наиболее эффективные средства повышения качества управления учреждением образования. Современный руководитель – это человек, умеющий не только работать с целями, но и сам обладающий четкими и осознанными целями. Речь идет и о понимании целей функционирования и развития учебного заведения в целом, и целей его подразделений, и о целях личной, индивидуальной, управленческой деятельности.

Социокультурная компетентность – это комплекс знаний о личной, деловой и профессиональной этике, деловом имидже; понимание того, как функционирует учреждение и общество в целом; восприятие собственной роли и роли других в своем учреждении. Эти знания и соответствующие умения являются показателем уровня коммуникативной, личной и управленческой культуры руководителя, которая проявляется в разных жизненных ситуациях и может считаться гарантом успеха в решении личностно и профессионально значимых вопросов управления школой.

Социальная компетентность – это умение устанавливать и развивать партнерские отношения с социальными институтами, общественными организациями; укреплять связи с органами управления образованием, здравоохранением, правоохранительными органами, разными типами учреждений образования; активно участвовать в мероприятиях городского, регионального, межрегионального уровней; развивать деловые связи со средствами массовой информации. Особого внимания требуют функции, нацеленные на обеспечение развития учебного заведения, прогнозирование социальных требований к нему, программирование развития, экспертизу конкретных инновационных и экспериментальных проектов, координацию всех учебных инноваций.

Психологическая компетентность – руководитель должен чувствовать происходящее, основные тенденции в развитии своего учреждения и педагогического коллектива, своевременно улавливать настроение людей, их нужды, потребности, уважать мнение других (имея свое собственное) и быть готовым к изменениям.

Одним из важных профессиональных качеств руководителя является способность взаимодействовать с другими людьми в условиях уже возникшего конфликта и при этом не только решать практические задачи, но и осуществлять определенные действия для устранения и сглаживания конфликта. В связи с этим особое место занимает умение руководителя принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях.

Личностная компетентность проявляется в том, что руководитель обладает интеллектуальным, креативным, критическим мышлением, широтой кругозора; новейшими научными знаниями; умениями решать проблемы и разрешать конфликтные ситуации, опираясь на научные познания в области психологии, этики делового общения и положительный практический опыт межличностного взаимодействия; знаниями методов поощрения и награждения педагогов за творческие достижения.

Для развития личностной компетенции заведующему необходимо владеть такими качествами, как достоинство и ответственность.

Для руководителя необходимы также высокая работоспособность и контроль. Работоспособность – этот не только способность долго и качественно работать. Это умение оптимально организовать свой труд, что измеряется количеством решаемых важных вопросов в единицу времени. Это и терпение, без которого невозможна длительная напряженная работа. В области контрольных функций руководитель учреждения образования должен овладеть технологией экспертной деятельности, контроля по четко заданным целям (результатам), технологиями опережающего контроля.

Методическая компетентность – это обладание знаниями о новых достижениях в менеджменте, социологии управления, экономике образования, праве, педагогике и психологии; инновационных открытиях в разных сферах деятельности; учебно-методическими, научно-исследовательскими умениями; навыками распространять педагогический опыт и оказывать научно-методическую поддержку педагогам.

Организационно-коммуникативная компетентность – это умение взаимодействовать в коллективе, выстраивать внешние и внутренние отношения на гуманно-личностной основе; способность к сотрудничеству, межкультурной коммуникации.

Осуществление управленческой деятельности требует помимо владения ее содержанием и технологией определенного исполнительного мастерства, того, что иногда называют управленческой техникой: можно прекрасно понимать, что и как надо делать, но не уметь общаться с людьми; произносить в нужный момент зажигательные речи, но не уметь добиться большой отдачи от «мозгового штурма». Между тем профессионализм работника в первую очередь проявляется именно в его реальном владении необходимыми способами управленческой деятельности, в наличии не только правильных устремлений и целей, но и конкретных эффективных способов, методов работы.

Аналитическая компетентность – это высокая степень абстрактно-аналитического мышления, благодаря которой руководитель в состоянии выявить негативные факторы, разрушающие образовательный и воспитательный процесс, негативно действующие на результаты образования.

 Инновационная компетентность. Одним из ключевых качеств компетентностного руководителя является такое личное свойство, как инициативность и готовность к переменам. Чувство нового развивается в результате постоянного изменения, улучшения способов выполнения старых, стандартных задач. Чувство нового – это устойчивый результат постоянного желания изменить ситуацию, избавиться от стереотипов мышления, сформулировать инновационные цели развития и искать современные методы их достижения.

Инновационная компетентность направлена на развитие творческих способностей, раскрепощенное видение новых горизонтов решения проблемы, открытие новых возможностей. 

Экономическая и правовая компетентность – это знание и понимание общих экономических законов, изменений в законодательстве. Современный руководитель должен иметь представление о том, что такое доход, прибыль, как формируется фонд заработной платы, внебюджетный фонд, он осознает свои юридические и гражданские права, понимает тенденции развития экономики образования. К этой компетенции относится также готовность к поиску источников дополнительного финансирования в условиях дефицита финансирования системы образования и расширяющихся возможностей использования внебюджетных средств.

Этот перечень показывает: руководителю учреждения образования необходимо многое изменить в своей деятельности и, что еще сложнее, в своем менталитете, профессиональном сознании и мышлении.   Самосовершенствование и саморазвитие руководителя учреждения образования – требование профессии менеджера-управленца. Достижение целей саморазвития требует специальной осмысленной деятельности руководителя по профессиональному и личностному самосовершенствованию, работы над собой.

Руководитель учреждения образования должен стремиться к переосмыслению своего профессионального бытия, уточнению и выбору своей позиции по отношению к процессам развития учреждения, к новому профессиональному самоопределению. Современный руководитель не может не осознавать: без постоянной готовности к постоянному самообновлению и саморазвитию невозможно рассчитывать на успех и развитие педагогического коллектива учреждения – как организации.

 По материалам публикаций Г.Ф. Бедулиной, заведующего кафедрой управления и экономики образования ГУО «Минский городской институт развития образования».